Любава Малышева (lubava) wrote,
Любава Малышева
lubava

Categories:

Искусственные деньги

Деятели науки и искусства не всегда украшали норвежские купюры. Короли предпочитали своё изображение на банкнотах до тех пор, пока не поумнели и не осознали, какие люди олицетворяют страну. 

Кто же изображен на современных бумажных норвежских деньгах?

50 крон примечательны портретом собирателя народных сказок Пер-Кристена Асбьёрнсена. Мотивы произведения Асбьёрнсена "Летняя ночь в Крогскогене" - с двух сторон купюры.



---
Книга Асбьёрнсена (написанная совместно с Йорганом Му - также "великим и непревзойдённым норвежским сказочником") вышла в 1841 году. Но еще в 1837 Асбьёрнсен опубликовал четыре народные сказки и несколько преданий.

Сказки энтузиасты записывали, путешествуя по всей стране, "сидя у костров пастухов и скотниц". Иллюстраторы  Эрик Вереншёльд и Теодор Киттельсен талантом были под стать литературной паре. Именно поэтому книги собирателей сказок оказали серьезное влияние на мировую культуру, переведены на многие языки и до сих пор переиздаются. В книгах сохранился народный язык.  Последнее - бесценный вклад в развитие самоосознания нации.

В основу "Пер Гюнта" Ибсена легло сказание, записанное Асбьёрнсеном.

Для норвежских сказок характерны своеобразные волшебные процессы и превращения. Многие из этих сказок пропитаны соленым запахом морей и фьордов («Шкипер и черт, по прозвищу Старый Эрик», «Мальчик — в обмен за пачку табаку»); многие приносят аромат норвежских гор и ущелий («Пер, Пол и Эспен Аскелад»); в них владычествуют горные, лесные и прочие тролли и троллихи («Замок Суриа-Муриа», «Скрипач Веслефрик», «Как мальчик в Хедальском лесу с троллями повстречался», «Сын вдовы»). «Тролли — подлинное порождение норвежских гор и лесов, они,— пишет норвежский писатель Б. Бьёрнсон,— в большей степени, нежели другие волшебные существа, родственны природе, среди которой живут… Шкура тролля напоминает по цвету скалы и мшистый покров лесов; на теле его вырастают деревья и кусты. Грузный, подобный допотопному чудовищу, он хрюкает, как свинья. Часто величина его достигает величины скал и лесные деревья кажутся по сравнению с ним ничтожными былинками. У него хобот, а на голове и на теле чудовищные бугры. Его гневный рев или громовые раскаты его хохота прокатываются по горам и долам. При всей своей неслыханной глупости тролли бывают легковерны и добродушны. Встречаются они на суше и в воде. Иногда эти чудовища влекут за собой несчастье и смерть, иногда спокойно лежат в озерах среди дремучих лесов, выглядывая оттуда своим единственным глазом. Слышно, как они перекликаются на плоскогорьях. Голоса их звучат как стон из земных недр и часто отзываются громом и грохотом, а эхо разносит их далеко в горах

Вот одно из современных изданий норвежских сказок на русском:


---------------------------------------------------------------------

Со ста крон на нас смотрит  оперная певица Кирстен Флагстад, сопрано из города Хамар, "величайший интерпретатор Вагнера". Она изображена как-бы стоящей на сцене главного зала Норвежской оперы. На обратной стороне купюры, словно на билете, план зрительного зала оперы.


...

"Голосу ее были подвластны самые тонкие движения души, любые психологические нюансы, эмоциональные состояния: восторженная созерцательность и трепет страсти, драматический подъем и поэтическая окрыленность. Слушая Флагстад, аудитория приобщалась к самым сокровенным истокам вагнеровской лирики. Основой, «сердцевиной» ее трактовок вагнеровских героинь были удивительная простота, душевная открытость, внутренняя озаренность — Флагстад являлась, несомненно, одним из величайших интерпретаторов‑лириков за всю историю вагнеровского исполнительства. Искусству ее были чужды внешний пафос и эмоциональная форсировка. Нескольких фраз, спетых артисткой, было достаточно, чтобы в воображении слушателя складывался ярко очерченный образ, — столько было в голосе певицы ласковой теплоты, нежности и сердечности. Вокализм Флагстад отличался редким совершенством — каждая взятая певицей нота пленяла полнотой, округлостью, красотой, а тембр голоса артистки, словно вобравший в себя характерную северную элегичность, придавал пению Флагстад невыразимое очарование. Поразительны были ее пластика вокализации, искусство пения легато, которому могли бы позавидовать самые выдающиеся представители итальянского бельканто"
...
Как оперная певица Флагстат выступала на протяжении сорока лет, с 1913 по 1953. Всемирную же известность она получила после международного байротского фестиваля(1933). Пела в "Метрополитен-опера" (1935–41 и 1951–52) и в "Ковент-Гардене" (1936–37; 1948–51), много ездила с концертами, а  с 1958 по 1960 год возглавляла созданный ею же Национальный театр в Осло.

Муж Кирстен Флагстад обвинялся в связях с нацистами и умер в тюрьме в 1946 году. В наши дни проходит фестиваль имени Кирстен Флагстат, работает общество памяти,  в Хамаре устроен музей, существует мемориальный сайт

---------------------------------------------------------------------

На 200 кронах, среди созвездий и снежинок, красуется Кристиан Олаф Бернхард Биркеланд - организатор экспедиций на северный полюс, основатель станций для исследований полярных сияний и магнитного поля Земли.



---

Обратная сторона купюры представляет из себя карту северного полюса.

Более всего человечество должно быть благодарно Кристиану Биркеленду за то, что ему не удалось. Учёный пытался сконструировать электромагнитную пушку для военных. Во время одной из демонстраций прибор закоротило, вследствие чего все увидели появление дуги короткого замыкания, сопровождающегося шумом, дымом и огнём. Обошлось без жертв.

После этого Биркеленд перековал мечи на орала и занялся производством удобрений на базе гидроэлектростанций, фиксируя своей электромагнитной пушкой  атмосферный азот. Компания, основанная учёным, ныне называется стала Norsk Hydro (газ, по статистике 2008 года - добыча 398 200 баррелей нефти в сутки, крупнейший в мире производитель магния).



Теории Кристиана относительно магнитного поля Земли окончательно подтвердились после запуска спутников. Токи в атмосфере теперь так и называются: "токи Биркеланда".

..."Существование трехмерных токовых систем в магнитосфере было предсказано норвежским ученым Биркеландом, наименование токи Биркеланда (Birkeland currernts) часто встречается в литературе. Две возможных конфигурации продольных токов были рассмотрены Бостремом (Bostrom, 1964) ).

В системе типа 1 ток втекает на утренней стороне и вытекает на вечерней, в системе типа 2 ток втекает на северной (полюсной) полосе и вытекает на экваториальной.

Оба типа токовых систем, предсказанные Бостремом, обнаруживаются при анализе измерений магнитного поля и/или фигурируют в моделях магнитосферных возмущений. Они могут иметь глобальный или локальный характер"
...

Финал истории Биркеланда - в духе Агаты Кристи. Долгие годы Биркеланд страдал зависимостью от барбитуратов. Умер учёный в Токио, превысив допустимую дозу веронала в 20 раз.

А вот так выглядит книга Люси Яго о Биркеланде.


---------------------------------------------------------------------

"Королева слова", Нобелевский лауреат Сигрет Унсет, помещена на 500-х кронах. 


---

На обороте купюры - венок (первая часть исторической трилогии "Кристин, дочь Лавранса" называлась "Венец" ("The Bridal Wreath").  "Кристин Лаврансдоттер" считается любимой книгой Цветаевой. Существуют труды о Цветаевой-читательнице Унсет.

"...Творчество Сигрид Унсет относится к тому периоду в искусстве, который называют и декадансом, и неоро­мантизмом, и fin de siecle (концом столетия), а в Рос­сии - Серебряным веком. В терминологической сумя­тице порой трудно разобраться, конечно же, важна суть. Это была эпоха стиля модерн и символизма, ког­да наиболее четко, осознанно проявилось стремление к разрушению старой эстетики прямолинейного правдоподобия, предчувствие мировых катаклизмов, а вместе с этим и обострение чувства ценности бытия. Основной стилистической доминантой стала декоративность. При этом для той эпохи, как никогда, характерно сближе­ние различных видов искусства: литературы, живопи­си, музыки, танца, и что особенно важно - искусства слова и изобразительного искусства. В России эти черты мы находим в прозе Бунина, Куприна, стихах Белого, Блока, Брюсова, в живописи Борисова-Мусатова, Врубеля, Билибина, музыке Стравинского, Скрябина..."

...

Недавно весьма скучная биография Сигрид вышла в О.Г.И, отличается она еще и занудным переводом. Я героически читаю эту книгу и возможно когда-то напишу о содержании подробнее. Вы же можете найти книгу по запоминающейся обложке и, преодолевая перевод,  самостоятельно изучить драматическую судьбу писательницы.

Несчастный брак, больные дети, смерть дочери от болезни, смерть старшего сына на войне, весьма символическая эмиграция в США (нежелание жить в оккупированной стране), антифашистская деятельность (в частности, противостояние фашисту Гамсуну (вот человек, который никогда не появится на норвежских купюрах), борьба за эмансипацию женщин,  полемика на религиозные темы,  возвращение на родину. Несмотря ни на что - множество литературных и исторических трудов.

..В Лиллехаммере существует музей Унсет: «Бьеркебек». Там же - в городе, где писательница прожила последние годы жизни - установлен памятник писательнице.

---------------------------------------------------------------------

Тысячу крон, купюру самого крупного достоинства, захватил экспрессионист Эдвард Мунк со своей "Меланхолией". Обратную сторону купюры и внутренний двор университета Осло украшает работа "Солнце".



---

Честно говоря, несмотря на то, что Мунк чуть ли не самый известный норвежец, тысячная купюра для него - это многовато. Впрочем, и Унсет, которая удостоилась места на бумажке с достоинством 500, не была, на мой взгляд, хорошим человеком.  Мунк - по крайней мере в биографии Атле Несса - предстаёт и вовсе чудовищем. Впрочем, я об этом писала чуть раньше.






Деятели науки и искусства на банкнотах прежних времён:

Осмунн Улафсон Винье - создатель лансмола, нового литературного норвежского языка, поэт, журналист - с 1985 по 97 годы служил в качестве ответственного за 50 крон. Осмун 12 лет издавал первую газету на лансмоле - она называлась "Крестьянин".


...

Поэтическое наследие Винье невелико, однако им созданы "выдающиеся образцы пейзажной лирики":
No seer eg atter slike Fjøll og Dalar,
som deim eg i min fysrte Ungdom saag,
og sama Vind den heite Panna svalar;
og Gullet ligg paa Snjo, som fyrr det laag.
Det er eit Barnemaal, som til meg talar,
og gjer' meg tankefull, men endaa fjaag.
Med Ungdomsminni er den Tala blandad:
Det strøymer paa meg, so eg knapt kann anda.
Вновь я в горах, вновь я в родной долине,
где столько с детства мне знакомо троп;
всё тот же снег на золотой вершине,
всё тот же ветер обжигает лоб.
И счастлив я, и грустен я - ведь ныне
со мною детство говорит взахлёб:
младенческая память о далёком
кипит во мне стремительным потоком
...

...
Язык ландсмол благополучно развился в нюношк. В норвегии множество диалектов, созданных на основе букмола и нюношка,

"Различия между букмол и нюнорск не велики, это лишь варианты одного и того же норвежского языка. Словарная база у них общая. Отличаются букмол и нюнорск прежде всего тем, что в нюнорск (нюношк, ниношк) более сложная система склонений и спряжений (части речи в мужском и женском роде во множественном числе имеют различные окончания, сильные глаголы в настоящем времени не имеют окончания -er) и большее количество дифтонгов.
Например:
Нюнорск: Ho sto ved vindauget og fekk sja at flaskar lag enno pa bakgarden.
Букмол:   Hun sto ved vinduet og fikk se at flasker la enna pa bakgarden..."


----------------------------------------------------------------------

Норвежскую писательницу 19 века Камиллу Якобину Коллетт, первую феминистку Норвегии, с 1978 по 1997 годы рисовали на купюре в 100 крон.



...

В 1854 году Камилла - дочь известного композитора Николая Вергелана, сестра известного поэта Генрика Вергелана, жена литературного критика (которые тоже, конечно, часто известны, но великими не бывают) Петера Юнаса Коллетта - анонимно издала книгу. "Дочери атамана" - один из первых социальных норвежских романов, говорящий о нравах общества.
...
Камилла Коллетт не остановилась на достигнутом - остальные её книги также кричали о правах женщин. В конце жизни писательница создала мемуары - о том, каково жизнь среди тех, кому при жизни подготовили постаменты.


------------------------------------------------------------------

Купюра памяти бергенского композитора Эдварда Хагерупа Грига ходила еще совсем недавно, в 1991 - 2000 годах и стоила 500 крон.



...

Не буду напоминать про наследие Грига - в отличие от большинства коллег по банкнотам от известен в России - а перескажу один из известных случаев:

"Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:
— Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!
От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт
..."

Как отметит каждый русский посетитель музея Грига в Бергене, композитор жил без размаха - не то, что наши олигархи. 
 
В  Троллхаугене и в центре Бергена установлены памятники композитору.

--------------------------------------------------------------------

Приятно видеть на фиолетовой тысяче крон (1990-2001) борца за независимость Норвегии Кристиана Магнуса Фалсена, соавтора первого проекта конституции, принятой учредительным собранием городка Эйдсволль 17 мая 1814 года (день отмечается народными гуляниями в костюмах и салютом) - в то время, когда страна готовилась оказать сопротивление шведам. Конституция провозглашала независимость страны, главенство парламента. Эйдсволльская конституция (с небольшими поправками) действует до сих пор.



....


...
Генеалогическое древо Фальсонов представлено на сайте семейства. Очень любопытны старинные фото в альбоме современного нам Эневольда.

Помещая адвоката Верховного суда (1807)->сельского судью (1808)->губернатора бергенской губернии (1814) Фальсена в свой рассказ, могу в оправдание сообщить, что он был сыном известного литератора Эневольда Фальсена - политика, актёра, драматурга, журналиста и гражданского лирика. Энциклопедия литературицида сообщает, что, закончив общественные труды, Эневольд утопился во фьорде.





Следующая порция старинных норвежских денег

начинается с десяточки Нобелевского лауреата, гуманиста, художника, путешественника, полярного исследователя, океанографа, зоолога, политика Фритьофа Веделя-Ярсберга Нансена (1972-84).


...


По окончании университета он был назначен куратором отдела зоологии в музее Бергена. Право, для юноши, к 20-ти годам побывавшего в двух плаваниях по северным морям, это была слишком скучная должность. Какое-то время он промучился с микроскопами, получил докторскую степень и отправился в шестимесячную Гренландскую экспедицию за научными наблюдениями. Через пять лет Нансен возглавил трёхлетнюю экспедицию к Северному полюсу для совершения океанологических открытий:

Карта экспедиции 1893—1896 гг.:      Свободное плавание «Фрама», июль-сентябрь 1893     Дрейф "Фрама", сентябрь 1893 – август 1896     Санный поход Нансена и Йохансена, март 1895 — июнь 1896     Возвращение Нансена и Йохансена, август 1896     Плавание «Фрама» в Тромсё, август 1896...За этой экспедицией последовали другие маршруты и другие открытия.

Своеобразным было одно из посещений  России - Нансен добрался до Владивостока и написал заметки, а на обратном пути выступил в Петербургском географическом обществе.
...
Кроме того, Нансен  был послом Норвегии в Великобритании и США; участвовал в переговорах по отделению Норвегии от Швеции; занимался беженцами (1,5 миллионами русских во времена революции; тогда и возник "нансеновский паспорт"); репатриацией из России 500 000 военнопленных; голодающими Поволжья.

Помощь голодающим Нансен оказывал вопреки европейским правительствам, отказавшимся выдавать деньги голодающим до тех пор, пока СССР не признает долгов царской России. Ему удалось помочь 10 миллионам человек - учёный отправил им 4 000 поездов с продовольствием.

Во время войны 1922 года Нансен помог турецким и греческим беженцам поменяться местами (с обоих сторон это было полтора миллиона человек). Помощь, оказанную Нансеном беженцам,  помнит и армянский народ.

В наши дни существует ежегодная Нансеновская премия ООН, отмечающая людей, которые занимаются беженцами.

---------------------------------------------------------------------

С 1966 до 1983 года автор норвежского гимна, поэт, прозаик, драматург, журналист, нобелевский лауреат Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон стоил 50 крон.



...


Бьёрнсон возглавлял бергенский театр, а впоследствии - театр в Осло, издавал газеты и много писал на исторические и социальные темы, создавал "галерею предков".

"...Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г. По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Бьернсон «видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голос"...

Ja, vi elsker dette landet,
som det stiger frem,
furet, værbitt over vannet,
med de tusen hjem.
Elsker, elsker det og tenker
på vår far og mor.
Og den saganatt som senker
drømme på vår jord.
Og den saganatt som senker,
senker drømme på vår jord.

Norske mann i hus og hytte,
takk din store Gud!
Landet ville han beskytte,
skjønt det mørkt så ut.
Alt hva fedrene har kjempet,
mødrene har grett,
har den Herre stille lempet
så vi vant vår rett.

Ja, vi elsker dette landet,
som det stiger frem,
furet, værbitt over vannet,
med de tusen hjem.
Og som fedres kamp har hevet
det av nød til seir,
også vi, når det blir krevet,
for dets fred slår leir.
Да, мы любим край родимый,
Край лесистых круч,
Море, ветер нелюдимый,
Небо в хлопьях туч.
Любим дым родного дома,
И отца, и мать.
Стужи бодрость нам знакома,
Солнца благодать.

Славь, Норвегия, свой жребий,
Ибо в дни тревог
Бог тебя услышал в небе
И тебе помог, -
Чтобы жертвою кровавой,
Не ценой войны
Отстояли мы и право
И покой страны.

Да, мы любим край родимый,
Край лесистых круч,
Море, ветер нелюдимый,
Небо в хлопьях туч,
И, как бились наши деды -
Гордость наших лир, -
Будем биться до победы,
Но за вечный мир!

пер. В.Левика
В 1864 году Рикард Нордрок написал музыку к стихотворению, созданному Бьёрнсоном в 1859 году. Впервые гимн прозвучал 17 мая 1964 года, на праздновании пятидесятилетия конституции.

Недавно вышла биография норвежского писателя, которая куда как интереснее моего крохотного текста:



--------------------------------------------------------------------
Первый национальный норвежский поэт и публицист 19 века Хенрик Вергеланд, брат упоминавшейся ранее Камиллы Коллетт, изображен на сотенке 1962-77 годов.


...

Наибольший вклад в развитие национальной культуры речи внесли Ивар Осен и Хенрик Вергеланд. В те времена в Норвегии, впервые за пятьсот лет получившей независимость, возникла проблема – нужен государственный язык с теоретической и практической базой, разработанными правилами правописания, единой фонетикой и лексикой. Ивар Осен предложил кардинальное решение вопроса – взять за основу исландский диалект как наиболее близкий к наречию викингов, то есть разработать landsmal – грамматически и фонетически упорядоченный народный язык древней Норвегии. Вполне естественно, что такое решение вопроса было не практичным, так как ландсмол был несколько устаревшим наречием, носителей которого проживали в массе своей на островах. Поэтому другим филологом и поэтом была выдвинута идея «онорвеживания» датского, путем постепенного приближения его к разговорному языку большей части населения, так называемому riksmal. Со временем на его основе возник bokmal – современный государственный язык, на котором разговаривает 95% норвежцев...

...
Оборот купюры с  Хенриком украшает "Заседание эйдсвольского парламента" Оскара Вергеланда; вот оно покрупнее:
...


--------------------------------------------------------------------

Знаменитому норвежскому математику Нильсу Хенрику Абелю досталось 500 крон 1978-85 годов.

...


Неоцененный при жизни талант, Абель жил в нищете и умер от туберкулеза в 26 лет.

...
Существуют:
...
На обратной стороне банкноты с Абелем - университет Осло, который не смог прокормить гениального математика.


-------------------------------------------------------------------

Генрих Ибсен, выдающийся норвежский писатель, поэт, основатель европейской "новой драмы",  в 1975-87 годах был помещен на 1000 крон.



...

Руководил первым национальным бергенским театром, возглавлял театр в Христиании (Осло), четверть века прожил за границей - в Риме, Дрездене и Мюнхене.

"В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М.Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский. На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига. В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена..."

Слова Ибсена:

Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.

Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.

Чистая совесть - самая лучшая подушка.





И еще порция антикварных купюр:


...

Какое счастье для автора и читателя! На купюре 5 крон 1955-63 годов снова портрет полярника и гуманиста Фритьофа Нансена! А мы про него вспоминали чуть выше и сейчас просто смотрим и думаем о инфляции (через десятилетие Нансен снова будет на самой мелкой купюре, но уже на десятке).

---------------------------------------------------------------

С десяти крон  1954 - 73 года смотрит бергенец, судостроительный магнат и премьер-министр (1905-1907). В общем, ничего интересного.



...
-------------------------------------------------------------------

На 50 кронах 1950-65 года уже знакомый вам автор норвежского гимна Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон.


...

---------------------------------------------------------------------

Снова Хенрик Вергеланд - но уже на 100 кронах 1949-62 года. 



...
-------------------------------------------------------------------

Нильс Абель за 500 крон в 1948-76 году.


...
---------------------------------------------

Герних Ибсен на тысяче крон 1949-75 годов, с "Историей" Мунка на обратной стороне (картина, которую в своё время никто не хотел брать).



...
На более ранних купюрах изображены скучные короли.

Надеюсь, вам было хоть сколько-то интересно.
А я, наконец, узнала, кто же все эти люди, которые смотрят на меня с денег.

Если вы не устали, примерно то же самое, но несколько поверхностно - книга о современных денежных знаках других стран.
Tags: берген, деньги, искусство норвегии, мунк, норвегия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments