Любава Малышева (lubava) wrote,
Любава Малышева
lubava

Categories:

Петербург Анны Ахматовой

Оригинал взят у andrey58tom в Петербург Анны Ахматовой
На написание этого поста меня подвиг недавний переезд питерского офиса Гринпис в один из флигелей знаменитого Фонтанного Дома (дворца графа Шереметева на Фонтанке), где Анна Андреевна прожила в общей сложности почти 28 лет своей жизни (с 1924 по 1952 гг.), и где сейчас работает музей ее имени.



А вот, собственно говоря, и музей. Стена дома слева принадлежит флигелю, где теперь располагается наш питерский офис.



А вот это здание целиком. Добро пожаловать в Гринпис!



Сегодня коллекция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме насчитывает до 50 тысяч единиц хранения. Это и книжное собрание: книги писателей серебряного века с автографами, издания Ахматовой, фонд фотографий (в том числе документальных), собрание рукописей (как самой Ахматовой, так и ее современников), изобразительных материалов и подлинных вещей.

Памятник поэту в саду Фонтанного Дома.



Всего же в Питере насчитывается 15 адресов, где в разное время жила Ахматова. Немало здесь и мест, связанных так или иначе с ее жизнью и творчеством. Помимо Фонтанного дома, другим важнейшим местом памяти поэта является набережная Робеспьера, откуда лучше всего видна знаменитая тюрьма "Кресты" (официальное название - следственный изолятор № 1 (ИЗ № 45/1) УФСИН по г. Санкт-Петербургу).



На небольшой площади между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера стоит памятник Ахматовой, у которой в «Крестах» были заключены муж (в 1921 году) и сын (в 1938-39 годах). Он воздвигнут здесь в декабре 2006 года скульптором Г. Додоновой и архитектором В. Реппо, как бы выполняя завещание, которым заканчивается знаменитый Ахматовский "Реквием".

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.



На гранитном пьедестале высечены другие строки из «Реквиема»:

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною, ослепшею стеною.



Здесь же, на набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года по проекту М.Шемякина был установлен мемориал «Жертвам политических репрессий» в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах.





К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.



По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.





Tags: ахматова
Subscribe

  • (no subject)

    Первая неделя июля была ад умноженный на ад. Каждый день надо было идти на гору в Лесосад на субботник. Чтобы дойти, я тратила 80% своей энергии,…

  • (no subject)

    Из полутора тысяч человек, которые добавили меня на фэйсбук, только 200 поставили лайк группе Активизм в Бергене. Фэйсбук я использую на 99% для…

  • (no subject)

    Давным-давно была такая новость, что норвежский мальчик включил на телефоне тяжелую музычку и отогнал волка. А вот юная Еременка отлично справилась с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment