Любава Малышева (lubava) wrote,
Любава Малышева
lubava

Category:

Воздухоплаватель

Никто не пишет правдивых сценариев для биопиков.  С другой стороны, может быть, так и делаются легенды, сказки, мифы. Берется имя человека и к нему присоединяются нелепейшие и фантастические вымыслы. И поэтому Лермонтову карандаш в руку вкладывает тайная канцелярия («Пушкин. Последняя дуэль»),   жену Тараса Бульбы (шедевр Бортко), а также жену Махно и ребенка Махно («9 жизней») зачем-то зверски убивают,  Пикассо изображается в виде напыщенной бездарности («Модильяни»), Климта делают расторможенным сифилитиком, страдающим прогрессивным параличом(кто после фильма с Малковичем купит кружку, украшенную «Поцелуем»?), Че и Петр 1 – практически становятся брахмачаринами («Че» - фильм Содерберга 2008 года, «Россия Молодая»), а Ахматова – галлюцинирующим роботом с выпученными глазами («Луна в зените»)…
Как я понимаю, имя и пара фактов из жизни известного человека в сочетании с белым листом бумаги оказывают на сценариста настолько вдохновляющее действие, что изучать реальную биографию человека для него уже смысла не имеет. Следите за полетом фантазии, так сказать. Просмотр биопика – это минимальное  и достаточное развлечение для современника, который уже никогда не будет ничего читать. Зачем читать, если тема раскрыта посредством кино, которому принято верить. Смотрите, какой спектр для кухонных разговоров – и всего за 300 рублей, отданных за билет в кино. Или даже даром – если фильм скачать с торрента.
- Смотрел «Аллу Пугачеву». Фильм про певицу. - И как тебе? - Ничего. А ты что смотрел? - Я смотрел фильм про Волочкову, это балерина…

Так и сегодня после просмотра древнего фильма «Воздухоплаватель» (1975) я узнала, что был такой Заикин, лётчик и что авторы фильма Вехотко и Трощенко умудрились поглядеть «Забриски пойнт» (36 минута до конца фильма + идеологическая перекличка).
фото
Всё остальное в фильме изображено довольно странно. Вкратце перескажу события фильма. Цирковой силач Иван Заикин влюбляется в пилота Клотильду де Ларош,  бросает цирк, добывает денег, учится на летчика под руководством возлюбленной, взлетает, собственно, парит, затем наблюдает, как любимая разбивается вместе с планером о землю, после чего кидается к ней и фактически добивает, поднимая на руки и пытаясь куда-то нести. Чуть позже экс-чемпион мира по борьбе разбивает свой планер и возвращается в цирк. Параллельно развивается очень навязчиво антивоенная тема, что приятно, но несколько неуместно. То есть я обращаю ваше внимание на то, что волжского богатыря изображают влюбленным психопатом.

Раймонда де Лерош, актриса, первая женщина, которой выдали удостоверение пилота, рекордсмен, действительно существовала и на самом деле  приезжала в Россию, выступала с полётами в Санкт-Петербурге.  Авиакатастрофы благополучно пережила, разбилась на автомобиле вместе с человеком, научившим её летать – Шарлем Вуазеном. Видимо, это обстоятельство и заставило  сценариста перекрестить Раймонду в Клотильду де Ларош, авто заменить планером, Шарля из списка пассажиров вычеркнуть и уж потом разбить женщину-авиатора вместе с летательным аппаратом.

Иван Заикин, чемпион России по тяжелой атлетике, поднимавший якорь весом в 400 кг, борец, ученик Поддубного, чемпион мира по французской борьбе, поражавший всех безумной храбростью,   действительно был одним из первых русских лётчиков. Авиацией заинтересовался после наблюдений за неудачным полетам женщины-авиатора в Одессе. «Борьбу я знаю, а авиация дело новое, героическое» (Заикин И. М. В воздухе и на арене. Воспоминания. Куйбышев. 1963.) Разносторонний человек,  дружил с Куприным, Горьким, Шаляпиным, Куприным, Блоком, Алексеем Толстым, Каменским... Собственно, полёты Заикина прекратились из-за желания литератора Куприна подняться в воздух. Планер разбился от перегрузки. Заикин героически отвернул падающий летательный аппарат в сторону от зрительской. И пилот, и пассажир чудом  остались живы. Письмо Куприна о происшествии напечатали «Одесские ведомости».
Вот из чего был сделан сценарий.

«Воздухоплаватель» поражает актёрским составом – это  лучшие имена семидесятых –  но фильм совершенно невозможно смотреть серьёзно. То и дело случаются флэшбэки, и вот почему. «Воздухоплаватель» забытый фильм. Актёры же играют, особо не выходя из образов, знакомых нам по другим, более часто демонстрируемым фильмам.  И временами кажется, что видишь кадры из «Неуловимых мстителей» (1966), «Интервенции»(1968), «Опасных гастролей» (1969),  «Бумбараша» (1971). А такие герои, как Федька Бык из «Зелёного фургона» (1983),  Мерзляев из ленты «О бедном гусаре» (1980) и даже Хоботов из «Покровских ворот» (1982) почти неизменно проследовали в указанные ленты из «Воздухоплавателя» - разве что стали постарше.
Скачать раритет
Почитать:   "Рассказы о Заикине"
Сеченовский богатырь Иван Заикин
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments